|
||
На главную Существующие:
Новосокольники
(1995г.)
Новое
Окни (2004г.)
Руново
Часовня у истока
Великой
Исчезнувшие:
Бологое
Бутитино
Вяз
Горки
Горожане
Дроздово
Долгое
Загарье
Кашино
Ловно
Минкино
Назимово
Новосокольники
(1912г.)
Окни (1782г.)
Острий
Плай
Пуповичи
Ракитино
Раменье
Рыкшино
Сокольники
Спастер
Тальцы
Хряни
Чирки
Ям (Спасское-Ям)
|
От автора.
Облаком прохаживал Сеятель-Господь. Семена разбрасывал На земную плоть... Были всходы славные –Маковками ввысь Храмы православные К Богу поднялись! Светлячками реяли Огоньки лампад, И роняли древние Лики мудрый взгляд. В светло воскресение От села к селу – Перезвон-веселие, Колокольный гул. И, творя знамение, Шел и там и тутК Спасу и Успению Православный люд…
Николай Лавренов
Издавна так повелось на Руси, что началом всему на деревне была церковь. Роль ее в жизни русского села трудно переоценить. Это в городах были «ассамблеи», «благородные собрания», «аглицкие клобы», да и то не для всех. На селе почти все замыкалось на храме. Вся жизнь крестьянина, от рождения до смерти, связана была с приходской церковью – в ней его крестили, здесь он причащался Св. тайн, венчался. Здесь он выстаивал долгие службы в праздники и престольные дни. Приходской батюшка часто был первым и единственным учителем для крестьянских детей – грамоте они учились по «Псалтири» и «Деяниям». Отпевание в церкви ставило точку в конце земной жизни русского человека. Значение храма не исчерпывалось лишь ролью религиозного центра. Это было и место отдыха от повседневных крестьянских трудов, и место встреч и свиданий… В престольные праздники у стен приходских церквей кипели ярмарки, народные гуляния. Сюда сходились узнать новости, «на людей посмотреть да себя показать». Поражает умение, какое-то внутреннее чутье предков, с которым те выбирали место для храма. Нам, искушенным в «золотом сечении», постигшим гармонию и пропорции (как нам кажется), с первого взгляда становится ясно – церковь должна была стать именно здесь, и нигде больше. Вот на этом высоком холме по-над озером, где купола будут отражаться в воде, оборачиваясь дивным градом Китежем. Вот на этом мысу у речки, откуда далеко будут сиять ее окна, возвышаясь над земными заботами. Давно уж нет строителей, нет и храмов, но очень часто, стоя на древнем погосте, испытываешь вдруг неземную благодать – оставшееся дыхание святости этого места. Редко случается точно установить дату постройки первой церкви в селе. Часто бывало, храмы сменяли друг друга, новые строились взамен обветшавших или сгоревших. Честь постройки многих приписывали себе местные помещики. Но строились-то они их крепостными крестьянами – поэтому храмы эти можно с полным правом назвать народными. Да и престолы в них часто освящались по деревенским праздникам, установленным в незапамятные времена: во имя Николы весеннего (ему молились, чтобы сохранил молодые всходы от заморозков), во имя пророка Ильи ( чтобы урожай не побило градом), во имя Покрова Пресвятой Богородицы (когда заканчивались все осенние работы), и т.д. Увы, незавидной была судьба деревенских, да и городских церквей в прошлом, XX веке. Воинствующий атеизм новой власти был причиной гибели многих из них. Те, что уцелели, погибли вместе со своими деревнями в огне Великой войны. К настоящему времени на территории Новосокольнического района уцелело всего три храма (Свято-Никольский храм г. Новосокольники был построен совсем недавно). Автор не ограничивается описанием истории лишь православных храмов нашей земли. Богата ее история, здесь пересекались различные религии. Были у нас и католические соборы и монастыри, старообрядческие моленные дома и даже синагоги. Эта история тоже очень интересна, хотя именно православие издавна было той духовной основой, на которой стояла и стоять будет Русская Земля…
Список этот далеко не полный. Сколько же их было? Автору удалось найти сведения о более чем тридцати церквях, стоявших в разные времена на нашей земле. Во многих селах еще помнят места, где они находились. А некоторые деревни и сами исчезли в круговороте истории. Кроме того, часто в народе живут и передаются из поколения в поколение легенды об ушедших под землю, либо утонувших в озерах церквях и монастырях. Подобные сказания существуют в Окнийщине, Маевщине, Вязовщине. Причем в двух последних они удивительным образом увязываются с существующими там урочищами Церковище (Черковище). А в первой легенде указывается даже точное месторасположение исчезнувшего храма. Интересно и то, что родились они в местах компактного расселения старообрядцев – может, это отголоски их чаяний об утраченном «древлем благочестии» и мифическом Беловодье… |