На главную

 лПорубежность╗ нашего края стала причиной того, что здесь на относительно малой территории пересеклись пути сразу трех христианских вероучений: официального православия, католичества и старообрядчества. И если век католицизма на нашей земле был относительно короток (около 200 лет), то исповедующие лстарую╗ веру и ныне проживают на территории Новосокольнического района. История этого вероучения на нашей земле насчитывает более 400 летЕ

Раскол Русской православной церкви стал следствием греческих нововведений, принятых на Соборах 1654-1667гг. Часть верующих не захотела расстаться с прежними обычаями, освященными в их понятии памятью предков, и отказалась подчиниться патриарху-реформатору Никону и царю Алексею Михайловичу. За то на головы их обрушился и патриарший, и царский гневЕ

Спасаясь от преследований воинских людей, ревнители старой веры бежали в глухие места государства (коих тогда хватало), и на его окраины, где их не могла достать карающая рука власти. Тогда-то и появились в наших местах первые лстароверы╗.

Первое их появление было отмечено уже в конце XVIIв. (1681г. Ц А.И.Сизов. У истоков Великой. 2003г.) В массе своей это были выходцы из Новгородской земли, чему причиной были близость последней и давние связи ее с нашими краями. Кроме того, лниконовы╗ нововведения, возможно, встретили отпор и со стороны части местного населения, так что беглецы находили здесь радушный прием. На территории Псковщины, как и на всем Северо-Западе России, распространилось старообрядчество так называемого беспоповского толка. Его представители считали, что со смертью последнего архиерея, поддержавшего раскол, исчезла и благодать на земле. Некому стало рукополагать священников, не стало и Св. Тайн, значит, в оставшееся до Страшного Суда время каждый может лнапрямую╗ общаться с Богом, без посредства иерея. Это роднило лбеспоповцев╗ с европейскими протестантами.

Особенное распространение получила лстарая╗ вера с прибытием в наши края Феодосия Васильева, бывшего дьякона новгородской церкви в Крестецком Яму. Он происходил из рода бояр Урусовых, переселившихся из Москвы в Новгород после Смуты начала XVIIв. Дьякон Феодосий был главой новгородской стаоробрядческой общины и руководителем новгородских соборов 1692-1694гг.. признавших окончательное исчезновение священства. В 1694 г. оны со своими сторонниками вынужден был бежать в Речь Посполиту, где осел в приграничной Невельской земле. Здесь, на землях пана Куницкого, в селе Русанове, были основаны обители, в которых было до 600 мужчин и до 700 женщин.

(Кстати, по воспоминаниям стариков-старообрядцев Окнийской волости, еще в начале ХХ века земли к востоку от озера Асцо (у д. Отрадное) звались лАкунищиной╗. Там же находилось ныне исчезнувшее село Обитель, где до конца 30-х. гг. существовала старообрядческая моленная. Не след ли это федосеевских скитов?..)

Федосеевцы вскоре распространили свое учение и на соседний Великолуцкий уезд. При Петре I гонения на старообрядцев ослабли, отношение его к ним характеризует следующая фраза: лЕсли они подлинно таковы (лчестны и прилежны╗ - прим. авт.), то по мне пусть веруют, чему хотят, и когда уж нельзя их обратить от суеверия рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть Ц ни они той чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет╗. (С.Князьков. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения в школе и дома. Изд-во Т-ва Сытина, Москва, 1909г., с.579). Покровительствовал Феодосию Васильеву сам Светлейший Ц А.Д.Меншиков. После разорения скитов польскими солдатами (1707г.) Феодосий со своими сторонниками вообще переселился в Вязовскую волость с разрешения властей (1708г). Учение его стало быстро распространяться и среди местных жителей, как крестьян, так и дворян. Правда, жизнь его здесь была недолгой Ц в 1711г. он отправился в Новгород, где попал в руки митрополита новгородского Иова. По приказу последнего Феодосий был заключен в тюрьму, где вскоре и принял мученическую смерть. Однако последователи его вскоре составили самое многочисленное лсогласие╗ среди лбеспопопцев╗.

Одновременно с лфедосеевским╗ появляется и так называемое лпоморское╗ согласие, зародившееся в Выгорецкой лкиновии╗ братьев Денисовых, также потомков старинного рода князей Мышецких. Его представители были более лояльны к властям, и с 1706 года даже стали молиться за царя, что и послужило причиной окончательного разрыва их с Феодосием Васильевым (первые лфедосеевцы╗ считали царя самим Антихристом). Именно поэтому власти относились к лпоморцам╗ не так строго, часто глядя лсквозь пальцы╗ на их собрания. На протяжении всего XVIII века влияние лпоморцев╗ на Псковщине росло, лфедосеевцы╗ же его теряли. Многие из них переходили в лпоморский╗ толк.

(Интересен также следующий факт. Во время своих разговоров с местными старообрядцами автору иногда доводилось слышать: Мы-то чтоЕ Вот раньше-то здесь настоящие староверы жили, и звались лкрепковеры╗ЕВозможно, это воспоминание о практически исчезнувших ныне лфедосеевцах╗? Или же о представителях еще одного толка, выделившегося из лпоморцев╗ - лфилипповцах╗. Именно их называли лкрепковерами╗ (лкрепкохристианами╗) из-за их радикального настроя, иногда даже оборачивавшегося самосожжением в случае преследований).

Старообрядцы в наших землях также возводили свои храмы Ц они звались у них лмоленные╗. Руководили службой в моленных духовные наставники, наиболее просвещенные среди членов общины. Нередко это были женщины. Самым первым является свидетельство о старообрядческой молельне в д. Глядково на Вязовщине (А.И.Сизов. У истоков Великой. 2003г., с.63). Она действовала в середине 30-х гг. XIXв. При дворе крестьянина Терентия Васильева, и была уничтожена 24 марта 1838г. по распоряжению самого министра внутренних дел. То были времена наибольших гонений на старообрядцев, царствование Николая I.

Попыткой примирить староверов с официальной церковью стало лединоверчество╗, возникшее в 1799-1800гг. среди московских купцов-старообрядцев. лЕдиноверцы╗, признавая Св. Синод и Государя, вели свои службы по старым обычаям и старым книгам, и получали лновообрядческих╗ священников (т.е. они, таким образом, признавали и лблагодать╗ никонианской церкви). При Николае I всех старообрядцев пытались насильно сделать лединоверцами╗, поставив под контроль Синодальной церкви. Само лединоверчество╗ рассматривалось властями как промежуточный шаг к полному возвращению лзаблудших╗ в лоно церкви. Единоверцам передавались некоторые храмы и необходимое для моления имущество.

28 июня 1859г. вязовским единоверцам была передана одна из тамошних церквей Ц Александро-Невская. Она стала одной из шести единоверческих церквей в Псковской губернии, сюда приезжали молиться из Великолукского, Опочецкого, Новоржевского, Холмского и Себежского уездов. Правда, решением вопроса это не стало, потому как многие старообрядцы этот новый лтолк╗ игнорировали, придерживаясь своих старых обычаев. Спустя некоторое время Александро-Невская церковь вновь была передана Псковской епархии.

Нужно сказать, что переубедить старообрядцев в преимуществах новой веры действительно было делом нелегким. Недаром в районы, лзараженные расколом╗, назначались самые подготовленные священники, такие, как отец Стефан Синайский, настоятель Новской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Связано это было с тем, что они, старообрядцы, гораздо лучше знали Священное Писание, чем лникониане╗ в своей массе. Обходясь без священников, они сами постигали основы веры, недаром процент грамотных среди них во все времена был существенно выше, чем в среднем по уезду.

К началу ХХ века старообрядцы Вязовщины, Руновщины, нынешней Островской волости и др. молиться отправлялись в д. Пружанец, что ныне на территории Пустошкинского района. Там была известная моленная, привлекавшая их со всей округи. Что касается старообрядцев, населявших южные земли нашего района, то у них моленных было даже две. Одна, о которой уже говорилось Ц в д. Обитель. Другая Ц неподалеку, в д. Шитьково. Обеих деревень сейчас нет, сохранились лишь старообрядческие кладбища, отличающиеся своим обликом от лправославных╗: на старых могилах там установлены камни с высеченными на них осьмиконечными крестами, иногда Ц с надписями старославянским луставом╗. Есть устные, но непроверенные свидетельства того, что вторая моленная, в Шитькове, была построена в начале ХХ века, когда в 1906г. был принят закон о веротерпимости, разрешивший старообрядцам свободно исполнять свои моления. Она по размерам своим была много больше старой, лобительской╗, под восьмискатной крышей, которую венчал осьмиконечный древлеправославный крест. Здесь же, у моленной, был дом духовника (члены общины называли его лпопом╗, хотя, будучи лбеспоповцами╗, причастия и миропомазания от него не получали). В 20-30-е гг. им был Ларион Семенович Дубковский, родом из-под Новоржева, после смерти своей похороненный тут же, в Шитькове.

Обе моленных были закрыты во второй половине 30-х гг. Здания были разобраны, бревна свезли в д. Ракитино, намереваясь использовать их для расширения здания Ракитинской школы. Планам этим помешала войнаЕ

Есть также сведения о том, что старообрядческая моленная была и в Новосокольниках в 20-е гг. Она располагалась в одном из частных домов. К сожалению, адрес ее и дальнейшая судьба неизвестны.

Старообрядцы и ныне проживают в нашем районе. Сейчас все они считают себя приверженцами лпоморского╗ согласия. Ранее наставников и духовную литературу они получали из Риги, теперь же, в силу известных событий, таким центром стал Санкт-Петербург, где находится Невская Старообрядческая Поморская община. Всего на территории России существует около 100 лпоморских╗ общин (и около 200 Ц за пределами России). На моления они отправляются в Невель, где существует община, и на частой квартире действует импровизированная моленная. Так как по уставу лпоморцев╗, службу можно вести лпо нужде╗ без священника и без литургии, то проводят ее там женщины, с благословения наставника Невской Старообрядческой Поморской общины, главы Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Олега Ивановича Розанова.

 

 

Надельный крест.


Такими наделяли сыновей при женитьбе. Кресты передавались из поколения в поколение, иные из них имеют многовековую историю
 

Икона из лстворцов╗ (складня)

Иконами наделяли, как правило, дочерей, когда те выходили замуж. Они также передавались из рода в род. Чаще всего это были четырехчастные л лстворцы╗ с иконописным рядом Двунадесятых Праздников и Св. Евангелистами. Здесь представлен первый фрагмент с Благовещением, Рождеством Иисуса Христа, Рождеством Богородицы и Введением во храм

Лестовка.

 

Лестовка (старообрядческие четки) была непременным атрибутом молений.

 

 

Старообрядческое кладбище
Бывшая деревня Шитьково

Сайт создан в системе uCoz