Свет вечный" (лат.)

(Статья опубликована в газете «Новосокольнический край» за 08.01.2002г.)

 

 

На главную.

 

...Служба близится к концу. Из распахнутых царских врат доносится голос отца Иоанна, которому вторят певчие. Немногочисленные прихожане время от времени осеняют себя крестным знамением. Праздник сегодня не Великий, поэтому в Свято-Никольской церкви просторно. В редкие минуты тишины слышится потрескивание свечи в ближайшем поставце. К запаху ладана и елея примешивается особый, едва уловимый аромат ненамоленного, еще свежего, как яичко в Христов День, храма.

Взгляд скользит по иконам. Их здесь много, стены сплошь увешаны, одна ко в большинстве своем это "новоделы". Но встречаются здесь и почерневшие от времени образа, на которых лики особенно торжественны и мудры. Кажется, они смотрят на нас с высоты прожитых лет. Где, в каких избах и сундуках хранили их, передавая из поколения в поколение, все эти годы безверия, чтобы наконец принести в дар обретенному храму?!

Вдруг внимание привлекает изображение, явно выпадающее из общего ряда. У самого входа прямо к стене прислонено облупившееся панно: на темно-синем лаковом фоне упитанные ангелочки, которым впору бы амуровы луки и стрелы. Над головами - легкие обручи рафаэлевских нимбов. Откуда здесь это необычное творение?

 

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ ПОЛЬШИ.

 

Богата и разнообразна история нашей малой родины. Много хранит она тайн, которые еще предстоит раскрыть. Созданный в 1927 г. Новосокольнический район объединил земли со сложной и противоречивой судьбой. Войны и размежевания отразились не только на политической, но и на конфессиональной (т.е. церковной) истории края. Были времена, когда при сохранении главенства православия здесь утверждались и процветали иные веры.

После разорений смуты начала XVII века значительная часть нынешней территории района отошла к Речи Посполитой (вся Маевщина, часть Новосокольнической и Окнийской волостей). Приобретение было незавидное - в те страшные годы население южных районов современной Псковщины сократилось в пять раз. На опустевшие земли потянулись переселенцы. Появились здесь и поляки: Михальские, Лойсовские, Буйнацкие, Гржибовские, Сиппайлы... И сегодня среди носителей подобных фамилий можно встретить тех, чьи предки, польские шляхтичи, прибыли сюда в XVII - XVIII вв.

В те времена Польша была одним из оплотов римско-католической церкви. Через некоторое время, вслед за верующими, появились и пастыри. Как часто бывало, первыми принесли в эти земли знамя новой веры иезуиты. Миссия Общества Иисуса появилась здесь в 1726 году. (Метрические книги миссии сохранились с 1730г.)

Давний центр округа, погост Пуповичи, к тому времени уже не имел прежнего значения, к тому же там был старинный центр православного прихода, поэтому местом своего пребывания миссионеры избрали расположенную неподалеку деревню Сокольники. А через некоторое время ревнители римской веры взялись за организацию здесь настоящего прихода.

Местные дворяне-католики из числа шляхты "отписали" церкви несколько сел с крестьянами.

(В 1766 году Варшавский сейм приобрел фундшевые имения, включая отказанные миссии Анной и Флорианом Сиппайлами деревни 26.02.1729г. В 1734 году прибыл священник Людвиг Давидовский, невельский настоятель, и занялся организацией филиала Невельского прихода. 03.02.1745 приходу отдана деревня Сушково Трайаном Лойсовским, 28.08.1766 - имения Боровец (Буровец - мое прим.) и Сокольники с деревнями переданы по просьбе граждан Невельского уезда сеймом во владение настоятеля Невельского прихода Казимира Сутоцкого. 26.10.1771 ему же были переданы деревни Мололи (Молоди ? -  прим.авт.) и Усаново Людвигом Филановским.)

На доходы от них и стал создаваться новый приход, вначале как филиал "старшего", Невельского(до 1797г.). Распоряжался здесь невельский же прелат Казимир Сутоцкий. В 1771 г. он построил в Сокольниках первый костел. Это было деревянное здание о трех куполах (традиционно католические храмы в плане напоминали латинский крест, с куполами над входом, подобно римским базиликам). Костел имел три престола: Девы Марии, святого Антония Падуанского и святого Франциска. Иезуиты к тому времени, выполнив дело утверждения новой веры, перенесли свою миссионерскую деятельность в другие места, поэтому в том же году прелат призвал сюда монахов из ордена францисканцев.

А годом позже произошло событие, впоследствии определившее столь недолгую жизнь учрежденного монастыря, да и всего Сокольницкрго католического прихода. В 1772 г. императрица Екатерина вместе с прусским и австрийским монархами устроила Польше первое "кровопускание", отторгнув у нее витебскую, полоцкую и могилевскую земли. Однако поначалу этот переход под власть православной государыни никак не отразился на монастыре - Екатерина при сохранении статуса государственной религии за православием была сторонницей веротерпимости.

Отцы-францисканцы, прибыв сюда, развернули бурную деятельность. В 1794 г. они построили новый, каменный костел, который также освятил прелат Сутоцкий. Новый храм был воздвигнут на холме, в полуверсте от старого, и имел довольно внушительные, невиданные для наших мест размеры. Двухэтажное здание его в высоту достигало 27 метров (37 аршин)(современный 7 - 8-этажный дом), в длину - более 30(42 аршина), ширину - около 20 метров. В новом храме было восемь алтарей(18 окон, 4 исповедницы, кафедра, орган на 12 голосов, слева - колокола: 2 медных по 8 пуд., маленький 2 пуда, 6 рядов лавок по обеим сторонам), главным считались три - Богоматери, святого Франциска и святого Антония Падуанского (как и в старом) (св. Каетана и Иисуса, Св. Семейства, Образа страстей господних, а также три хоругви, росписи в простенках - Иоанн Непомуцен, и портрет основателя монастыря Казимира Сутоцкого. Престольные праздники - Св Антоний, Порциункулы, имена Марии, патриарха Франциска). Новинкой стал устроенный в костеле орган, музыка которого сопровождала мессы (католические богослужения). Рядом было построено каменное же здание монастыря-"кляштора", куда вел отдельный вход из первого этажа костела.(Монастырь - также кирпичный двухэтажный. Кроме того - деревянный дом вне ограды на 4 комнаты, четверо сеней, деревянные строения на каменном фундаменте, монастырская кухня,   На подворье были также кухня, странноприимный дом для паломников и другие здания. Здесь же располагались солнечные часы на каменном столбе. В1826 году, в столетний юбилей Сокольницкого католического прихода, здесь поставили памятник в виде маленькой колокольни.

Братья-францисканцы взяли под свою опеку и местную школу. Начало ей было положено еще в 1728 году, когда местный помещик Михальский по закладному документу в 1000 рублей серебром и 2000 золотых червонцев на проценты обязался содержать училище для четырех детей бедных дворян из числа сокольницких или невельских прихожан. Вначале они обучались при миссии иезуитов, затем - при учрежденном монастыре францисканцев. Процентных выплат хватало не всегда, и часть расходов на содержание училища покрывалась из монастырских средств. А в 1821 г. распоряжением могилевского митрополита Станислава Сестрженцевича в Сокольниках было учреждено четырехклассное училище. Учебная литература и другие предметы были доставлены сюда из Пинского монастыря.

С годами Сокольницкий монастырь приобретал все большее значение. Средствами он располагал немалыми - в начале XIX века ему принадлежало несколько сел с 360 крестьянами. Число прихожан в первой трети века превысило 1000 человек. Сюда приезжали молиться из Великих Лук, Невеля, Себежа, даже из далеких Велижа и Торопца. Сокольницкий приход простирался на восток, север и юг на 20 верст, на запад - до 70 верст. Монастырю "подчинялось" 26 часовен в округе и филиальная церковь святой Анны в Аннутове (Тадулине), имении князей Огинских (близ современного поселка Идрица, Себежский район).

(Никольская церковь села Зародище (бывш. костел св. Анны), фото с сайта http://www.sebez.narod.ru/)

 

С расцветом Сокольницкого монастыря изменились и Сокольники. Из небольшой деревни они превратились в процветающее местечко с торговыми и ремесленными заведениями, обещающее в будущем сравниться с такими центрами витебского пограничья, как Невель и Себеж. Пуповичи окончательно потеряли роль административного центра - он был перенесен сюда.

 

ЖЕРТВЫ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ.

 

Тем временем пришло время Николая I. Предыдущие государи были настроены по отношению к католикам если не благожелательно, то во всяком случае веротерпимо. Николай же Павлович стал первым националистом (в хорошем смыследанного слова) на российском престоле. Многим еще со школьной скамьи памятна уваровская идеологическая триада: православие, самодержавие, народность, положенная в основу внутренней политики нового царствования.

В государственном управлении идеалом для Николая также было единообразие. И в этом смысле бельмом в глазу для него было существование в составе империи полусвободной Польши с ее крамольной Конституцией. "Закручивание гаек" привело к тому, что поляки восстали. В войне 1830-1831 гг. Польша потерпела поражение и потеряла остатки былой независимости. Репрессии обрушились и на католическое духовенство, активно поддержавшее восстание. Прежде всего это касалось очагов католичества в землях с преимущественно православным населением. Высочайшим указом от 10 сентября 1832 года Сокольницкий монастырь францисканцев был закрыт, монастырские села отобраны в казну, братия же переведена в Пинский монастырь. По распоряжению министерства внутренних дел монастырские строения частью были переданы в аренду, частью - под помещение православных причтов Пуповской и Кашинской церквей, а также сельских школ.

Монастырская школа с закрытием монастыря также прекратила свое существование. Наследники Михальского отказались выплачивать нужную для ее содержания сумму. Министерство народного просвещения не нашло возможности взять на себя ее финансирование (скорее всего, вопрос опять же упирался в религию).

Однако конец существования монастыря не был концом истории Сокольницкого прихода. Остались костелы, а при них причт, по-прежнему ехали сюда католики из всех окрестных земель. Действовали и кладбища - два в Сокольниках, одно в Аннутове, у филиальной церкви Огинских. С 1849 года к Сокольницкому приходу официально присоединилась великолукская католическая община - молиться сюда великолучане ездили уже давно, сюда же стали провожать в последний путь и своих усопших. В Великих Луках планировалось строительство часовни от Сокольницкого костела. Тамошние католики неоднократно обращались к властям с просьбами о разрешении.

Сокольницкий приход, как и монастырь, стал жертвой большой политики. В 1863-1864 гг. в Польше вспыхнуло новое восстание, также подавленное русской армией. Тысячи поляков по этапу побрели в Сибирь. А власть поставила вопрос об окончательном искоренении католичества в наших землях.

В документе, датированном 19 декабря 1864 года, декан Семашко доносит, что невельский уездный исправник Коровин склоняет к переходу в православие местную шляхту, грозя в случае отказа контрибуциями и ссылками в Самарскую и Томскую губернии. 21 декабря 1864 года датировано письмо прихожан Сокольницкого храма к епископу Стехневскому с просьбой "...чтобы церковь их не была... обращена в православие...". Беспокоиться было отчего - уже к концу года шестая часть местных католиков приняла православную веру. А вскоре и сам костел был опечатан. 19 июля 1865 года генерал-губернатор ответил на многочисленные просьбы: отменить распоряжении об упразднении Сокольницкого костела невозможно. Последней в 1878 году была закрыта филиальная церковь святой Анны.

Здание храма передали православной церкви. Старый деревянный костел 1771 года до тех дней не дожил - на его месте к тому времени стояла лишь памятная кладбищенская часовня. Приказом МВД № 207 от 3 февраля 1866 года ассигновалось 10270 руб. для перестройки каменного костела в православную церковь. Крышу его разобрали, вместо базиликальных башен были устроены купола в византийском стиле. Интересен следующий факт - по просьбам православного духовенства церковь была оставлена трехпрестольной: главный - во имя Рождества Христова, правый - Святой Троицы, левый - святого Антония Печерского. На первый взгляд, почитание Антония непонятно. Но, возможно, это было сделано для того, чтобы прежние, теперь уже православные, прихожане ощутили преемственность храма. А может, и у православных он был популярен до свсего закрытия - шли со всей округи к Антонию и те, и другие, не разбираясь особенно, о каком Антонии идет речь...

Вместе с Пуповским вскоре был учрежден новый, Сокольницкий, приход, теперь уже православный.

 

НОВЕЙШИЕ ВРЕМЕНА.

 

С тех пор местные католики долгое время были лишены своего храма. В православие ушли не все. С просьбой о разрешении устроить новый храм либо хоть часовню неоднократно обращаются к властям великолукские католики - именно туда перемещается теперь центр притяжения. С 1872 года в дело возрождения прихода активно включается ссыльный ксендз-бернардинец Телесфор Заборек, бывший участник движения 1863 - 1864 гг. В конце концов его усилия увенчались успехом - МВД разрешило постройку костела в Великих Луках. Он был воздвигнут в 1864-1888 гг. и освящен в честь святого Антония Падуанского и Пресвятой Девы Марии - в память о Сокольницком храме и приходе. С1908 года он становится центром прихода, и при нем открывается приходское училище.

Начало XX века ознаменовалось бурным железнодорожным строительством. На постройку дороги, станции и станционного поселка Новосокольники народ приезжал из разных мест. Среди приезжих было и немало поляков. По свидетельству старожилов, современную улицу Калинина до войны сплошь заселяли хозяева с польскими фамилиями. В 1907 году на станции их проживало 75 семей. Сообща они приобрели участок земли в 50 кв. саженей у крестьянина деревни Мишково Степана Фомина, где в 1908 году был выстроен деревянный молитвенный дом Сердца Иисусова.

 

 


Рисунок Д.Дроздецкого ("Митрича")

Новый костел был освящен великолукским настоятелем Франциском Левговдом. Он располагался между современной ул. Дачной и речкой Малый Удрай, ниже нынешнего здания железнодорожной больницы. Особенно увеличилась у нас численность поляков за счет беженцев из западных губерний в годы первой мировой войны. Тогда Великие Луки вышли по этому показателю на второе место в губернии (после Пскова), Новосокольники же - на пятое (200 семей).

Начавшееся в 1917 году правление коммунистов стало тяжким испытанием для всех без исключения конфессий многонациональной Российской империи. Самые большие потери понесла Русская Православная Церковь. Досталось и католическим общинам. В 1930 году был закрыт великолукский костел, в 1932-м- новосокольнический. Его последний священник Антоний Ярмолович был арестован и отправлен на Соловки. Пять лет спустя тройка УНКВД по Ленобласти приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 3 ноября 1937 года. Прах ксендза Ярмоловича покоится в захоронении жертв тех страшных лет в урочище Сандормох в Карелии.

...Давно уже стерло время следы и Сокольницкого, и Новосокольнического костелов. Теперь даже мало кто из стариков может вспомнить, где они находились. От Великолукского же остался лишь цоколь. Когда в 1996 году местный предприниматель вознамерился построить на его месте казино и центр развлечений, затея его вдруг сорвалась. На защиту встала... католическая община города Великие Луки числом около 30 человек...

 

На главную.